Виды человеческой памяти и изменение её со временемПамять и научение / Виды человеческой памяти и изменение её со временем
Древнегреческие и римские философы и риторы различали у человека два вида памяти —естественную и искусственную. Искусственную память можно тренировать и уподоблять ведению записей. Напротив, природная память дана человеку как природное ему свойство, которое не требовало объяснения, а просто признавалось. Однако, взаимодействие нашей технологии с нашей биологией настолько сильно, что само формирование технологизированного общества, в котором центральную роль стали играть искусственные аналоги памяти, изменяет природу этой функции. Акт письма фиксирует текучую динамичную память устных культур в линейной форме. Появление печатных текстов для массового чтения сопровождалось дальнейшей стабилизацией памяти и усилением контроля над ней, стандартизацией и коллективизацией наших представлений.
Современная техника —фотография, киносъемка, видео- и аудиоаппаратура и прежде всего компьютеры —вызывает еще более глубокую перестройку сознания и памяти, устанавливая новый порядок познания мира и воздействия на него. С одной стороны, техника замораживает память, делая ее столь же неподвижной, как лица на фамильных портретах, написанных в вектарианскую эпоху, заключая ее в подобие наружного скелета, не позволяя ей созревать и развиваться, как это было бы в отсутствие сдерживающих факторов и постоянных внешних воздействий на внутреннюю систему памяти. С другой стороны, современная техника коварно устраняет барьеры между фактом и вымыслом.
На протяжении большей части эволюции человека —до нескольких последних поколений —никто не сомневался в том, что условия, в которых вырос человек, в основном сохраняются и в период его последующей жизни. Поэтому эйдетическая память детства, обеспечивающая свободу для формирования правил воспитания, ко времени полового созревания постоянно преобразуется в более линейную по своему характеру память взрослого человека, которая у каждого данного индивидуума закрепляет уникальный набор таких правил, помогающих упорядочивать позднейший опыт. Даже в наши дни, когда условия жизни так быстро изменяются на протяжении жизни одного человека, описанный переход ( очевидно, определяемый каким-то фундаментальным биологическим механизмом ) полезен для выживания. И все-таки у каждого из нас сохраняются фрагментарные эйдетические образы детства.
Переход от детской памяти к памяти взрослого человека —это радикальный переход от образного и временного изображения прошлого к линейному и организованному во времени. У большинства взрослых людей воспоминания формируются в последовательном порядке и претерпевают ряд изменений со времени возникновения до приобретения в дальнейшем более постоянного характера. Только у отдельных людей в зрелом возрасте сохраняется эйдетическая память детства.
Смотрите также
Память
Память
на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга
исследователей теоретического и практического направлений. Изучение этого
феномена одинаково важно для биоло ...
Отчет о работе медицинской сестры туберкулезного диспансера
Областной
противотуберкулёзный диспансер является организационно- методическим центром
Саратовской области по раннему выявлению и профилактике туберкулёза среди
населения области, проводит ...
Комплекс ЛФК в постоперационный период
Исходная
позиция – сидя на стуле, поврежденная рука на поверхности стола. Под руку
подведена скользящая плоскость.
Содержание
Дозировка
Методические указания
...