Профилактика наркоманийМатериалы интернам студентам и врачам / Наркомания как медико-социальная проблема / Профилактика наркоманийСтраница 1
Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осуществления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Запретительный этап относится к 1950—1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты — вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики.
Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика — в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.
Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.
Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.
Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как “запускающий” их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка — антинаркотического воспитания.
К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще “не пробовал”, и те, кто уже систематически использует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества,
как правило, остается незамеченной дм их родителей и учителей.
На современном этапе развития российского общества назрела острая необходимость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях страны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родителей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как “Родители против наркотиков”, “Школа без наркотиков”, “Чистый район”. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
Смотрите также
Патогенные кокки
Кокки — широко распространенная в
природе группа шаровидных сапрофитных и реже патогенных бактерий. Они
относятся к семействам Micrococcaceae и Deinococcaceae.
Патогенными для животных являются
...
Жизнь и творчество Н.И. Пирогова
...
Этиология, патогенез
По Mc Kusick
выделяется несколько типов фенилкетонурии. ...