Современные подходы к проблеме памяти в психолого-педагогической
литературе актуальность проблемыМатериалы интернам студентам и врачам / Отсталые дети / Современные подходы к проблеме памяти в психолого-педагогической
литературе актуальность проблемы
“Помнить – это значит успешно справиться тремя задачами: усвоением, сохранением
и повторным извлечением информации.
Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач”
Д.Норман. “Память и научение “
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Заслуга первого систематического изучения высших форм пямяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С.Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания, а также взаимосвязь памяти и мышления. “Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью . Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать . Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти” (Выготский Л.С - Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161).
Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение “мыслить — значит припоминать” с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: “запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить”.
Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н Леонтьева, состоит в том,
что, “обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным (Лeoнmьeв А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 166.).
Биологов интересует то, что человек унаследовал от своих предков-животных. Нейрофизиологи могут изучать влияние различных веществ на научение и память или же анализировать записи электрической активности с целью проследить нервные цепи. Социологи и антропологи рассматривают роль отдельного человека в обществе, окружающей среде и культуре. Научение и память помогают передавать достижения культуры от поколения к поколению. Кроме того, само использование человеческой памяти резко изменилось, когда технические приспособления расширили возможности нашего разума. Изобретение бумаги позволило легко записывать мысли, идеи и разговоры, сделав таким образом ненужными искусные приемы запоминания. Печатный станок, пишущая машинка и магнитофон, а теперь и компьютер еще больше изменили то, как и чему мы обучаемся, как и что запоминаем и даже, может быть, как мыслим.
Смотрите также
Вопросы проведения экспертизы при профзаболеваниях
Биологические ритмы —
фундаментальное свойство органического мира, обеспечивает его способность
адаптации и выживания в циклически меняющихся условиях внешней среды. Проблемы,
которые решае ...
Компьютерные очки
Рекомендуются людям
любого возраста при длительной работе за компьютером. Очки предназначены для
защиты глаз от вредных излучений в ультрафиолетовой и фиолетово-синей части
спектра, воздействие к ...
Магнитно-ядерный резонанс и исследование спинного мозга
Частота опухолей спинного мозга по отношению к числу
больных с органическими заболеваниями ЦНС колеблется от 1,98 до 3%, а при
сопоставлении с опухолями головного мозга составляет меньше 15% ...