Методы изучения памяти у детейМатериалы интернам студентам и врачам / Отсталые дети / Методы изучения памяти у детейСтраница 1
Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно научиться выделять собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.
Исследование памяти предполагает исследование следообразования, воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения). В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная и опосредованная память.
Оценка памяти детей дошкольного возраста проводится по различным параметрам. Так, ребенку показывают набор из 10 карточек с изображением простых и знакомых ему предметов. Показывая карточки по одной (время предъявления карточки — 2 секунды), просят назвать эти предметы. Если ребенок затрудняется назвать какое-либо изображение, эту карточку следует заменить на такую, где изображен объект, хорошо знакомый ребенку. Затем, взяв карточки в руку и расположив их веером лицевой стороной к себе, психолог говорит: “Отгадай, какие у меня в руке карточки? Те, что отгадаешь, я отдам тебе”. После того, как ребенок отгадает несколько карточек, психолог покажет ему оставшиеся карточки по одной и снова попросит назвать их. При необходимости эти действия надо повторить.
Начиная с 3 лет, дети отгадывают 3—6 карточек после шести повторений, с 4 — до 7 карточек, но уже при меньшем количестве повторений, в 5 лет — 8—9 карточек.
Следующее задание состоит в том, что ребенка просят выполнить несколько действий подряд, например: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, раскрыть ее, закрыть, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место. Начиная с 3 лет, ребенок выполняет 4—6 действий, после 4,5 — все действия.
Проба на запоминание цифр и простых фраз.
Ребенка просят повторить фразу из 6—7 слов, например: “Сегодня на улице много грязи, луж”, или “Летом в лесу было много грибов, ягод”, или “Весной светит солнышко, и растет зеленая травка”. Потом предлагают повторить ряд цифр: 7—4—1, или 3-8-6, или 2-5-9-6, или 3-4-1-7, или 6-1-5-8-2 и т. д. В 3 года ребенок повторяет простую фразу из 6—7 слов и сочетание из 3 цифр. Начиная с 4 лет, он повторяет сложные фразы и сочетание из 4—5 цифр. Детям 5 лет уже можно давать стандартный набор на запоминание из 10 слов. В норме они запоминают 6—7 слов.
Роль мнемических процессов
в усвоении знаний детьми школьного возраста очевидна. В то же время исследование памяти имеет важное значение, потому что при многих психических заболеваниях (особенно обусловленных органическим поражением головного мозга) наблюдаются расстройства мнемических процессов. Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования памяти, отражают и состояние активного внимания, и особенности протекания мыслительных процессов, и степень истощаемости нервной системы ребенка.
Тест зрительной памяти, по сути, проводится так же, как с дошкольниками, однако количество картинок увеличивается до 30 (Для детей до 8 лет можно использовать и игровую форму эксперимента, для более старших — лучше создать учебную мотивацию) и результаты фиксируются с первой пробы. Для надежности тест можно повторить на следующий день с другой серией картинок. Объем слуховой памяти исследуется аналогично с помощью специально подготовленных двух серий слов (по 30 слов). Слова произносятся с интервалом в 2 секунды. В норме дети запоминают от 16 до 22 слов и 15—20 картинок.
Помимо объема памяти (т. е. сколько объектов может удержать в памяти ребенок), важно знать особенности мнестической деятельности в процессе заучивания: объем, динамика активного запоминания, зависимость запоминания от характера материала, проверка запомнившегося материала через определенный временной интервал. С этой целью используют методику запоминания 10 слов. Здоровые дети после первого предъявления запоминают 5—6 слов, а после третьего — 8—10. Через 30 минут (в ходе которых ребенок выполняет другие задания) испытуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В норме ребенок воспроизводит все слова, что он выучил.
Исследование опосредованного запоминания проводится с целью выяснения роли мышления (отметим, что это является важным диагностическим признаком. Например, умственно отсталый ребенок может иметь хорошую механическую память, но при этом не понимать того, что он запомнил) в мнемических процессах. Ребенку зачитывают 10 пар слов, между которыми имеются смысловые связи, например: река—море, яблоко-груша и т. д. Затем психолог зачитывает первое слово, а испытуемый должен вспомнить второе. Обычно такой способ запоминания гораздо продуктивнее и здоровый ребенок с 1—2 раз выполняет задание полностью. В случае психического недоразвития это задание сложнее для испытуемого, чем просто заучивание 10 слов.
Смотрите также
Патологическая анатомия сельскохозяйственных животных
...
Приложение (таблицы и иллюстрации)
Рис 1. Секреция глюкортикоидов и их
действие
Рис. 4. Микропрепарат надпочечника мужчины:
(утолщение мышечного слоя, так называемые мышечные в ...
Отравляющие вещества общеядовитого действия
Высокая токсичность синильной кислоты побудила
французов применить ее в 1916г. в качестве ОВ под названием Forestite.
Французский фармаколог Маженьдье обратил внимание на исключительную ядов ...