Хорошая и плохая памятьМатериалы интернам студентам и врачам / Память / Хорошая и плохая памятьСтраница 1
Наряду с профессиональными и возрастными различиями памяти установлены индивидуальные различия памяти в пределах однородных профессиональных и возрастных групп. Различия носят количественный и качественный характер. Это относится к возможностям непосредственного воспроизведения, узнавания, к течению процесса забывания, степени удержания различного материала
При заучивании материала люди по способности запоминания подразделяются в основном на два типа: быстро и медленно заучивающих. Экспериментально установлено, что быстро заучивающие способны с первого раза воспроизвести 8 элементов из продемонстрированного ряда слов, цифр, либо бессмысленных слогов, в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике двух названных групп, то что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что трудно для оценки функции памяти в целом применять какой-нибудь один количественный показатель. Однако имеются люди, которые медленно заучивают и быстро забывают. Наряду с этим лица, одаренные очень хорошей памятью, быстро заучивают и медленно забывают. Одну из причин, приводящих к двум типам запоминаний, ученые видят в особенностях внимания. Быстро заучивающей обладает способностью более полно мобилизовывать своё внимание и достигнуть его максимальной концентрации, тогда как медленный тип лишь постепенно достигает наивысшей сосредоточенности.
Ко второй группе различий в области памяти относится способность к преимущественному механическому или логически-смысловому запоминанию. Лица с наклонностью к механическому запоминанию распространяют его и на осмысленный материал, запоминая его так же, как материал разрозненный, т.е. заучивая слово за словом. Наоборот, лица, склонные к логическому заучиванию, осмысливают так же и элементарный разрозненный материал, создавая ассоциации сходства, объединяя отдельные элементы в связанные группы.
Часто приходится наблюдать, особенно среди учащихся, как одним «не даются» имена, другие не могут запомнить хронологические даты. Немалую роль в этом играет природный характер умственных способностей, некоторые дети, обладая прекрасными математическими способностями, совершенно не могут справится с такими науками, в которых главную роль играет простое механическое запоминание. И наоборот, учащиеся при запоминании могут сосредотачивать свое внимание на фактическом материале, не уделяя достаточного внимания его осмыслению и теоретическому обобщению. Такие дети, хорошо справляясь с запоминанием отдельных названий и дат, обычно плохо успевают по математике и другим предметам, требующие осмысленного запоминания.
Вариации отдельных функций и видов памяти значительны. У одних лиц более развита слуховая память, у других зрительная или, двигательная. Даже в пределах зрительной памяти одни более способны к восприятию цветовых особенностей, другие к восприятию форм и очертаний. Часто встречаются люди, обладающие блестящей памятью на числа и в то же время неспособные запомнить несколько строк стихотворения. Другие легко запоминают наизусть целые поэмы, но не способны запомнить два-три числа.
Смотрите также
Наркомания в России угроза нации
Наркомании (греч. narkē оцепенение, сон +
mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые
злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими сре ...
Мышцы
Передвижение животного, перемещение частей его тела относительно
друг друга, работа внутренних органов, акты дыхания, кровообращения,
пищеварения, выделения осуществляются благодаря деят ...
Отчет о работе медицинской сестры туберкулезного диспансера
Областной
противотуберкулёзный диспансер является организационно- методическим центром
Саратовской области по раннему выявлению и профилактике туберкулёза среди
населения области, проводит ...