Методы развития памятиМатериалы интернам студентам и врачам / Память / Методы развития памяти
ОВОД (основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка)
Основные мысли: прочитать текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркнуть основные мысли или выписать их и повторить по памяти.
Внимательное чтение: повторно прочитать текст обращая внимание на подробности. Увязать подробности с основными мыслями. Повторить несколько раз по памяти основные мысли текста со связанными с ними подробностями.
Обзор: бегло просмотреть текст еще раз, но в обратном порядке. Проверить, правильно ли увязаны основные мысли со связанными с ними подробностями. Для углубления понимания текста задать себе вопросы по существенным пунктам.
Доводка: вспомнить самое существенное повторив по памяти текст. Ответить на свои вопросы.
Установлено, что наилучшим для повторения отрезком времени является интервал 15-20 минут после восприятия какой-либо информации и затем еще одно повторение через 30-60 минут.
Другой метод развития памяти это мнемотехнические приёмы памяти. Один из приемов это метод ключевых слов.
Ключевое слово – это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам её воспроизвести. Например, для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно – два ключевых слова и запомнить их, после чего стоит их вспомнить как вся фраза восстанавливается в памяти. Ключевое слово должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы оно отражало смысл всей фразы. Функцию ключевого слова можно применять и при запоминании данных текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли. Для каждой из них выделятся минимальное количество ключевых слов, которые необходимо запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова. Поэтому необходимо:
- Систематизировать текст по разделам, содержащим существенный комплекс мыслей;
- Выбрать целесообразное ключевое слово, не следует выбирать слишком мало или слишком много ключевых слов;
- Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего раздела текста;
- После выбора ключевых слов записать их в определенной последовательности. Соединяясь со следующим ключевым словом они дадут цепочку;
- К каждому ключевому слову ставиться вопрос в соответствии с тем, в какой мере оно взаимосвязано с соответствующим разделом текста;
- Задать вопрос, в какой взаимосвязи находится два соседних ключевых слова;
- После соединения каждого ключевого слова своим разделом текста и с последующим ключевым словом повторить всю цепочку ключевых слов.
Ассоциативный метод основан на том, что каждый, кто захочет им воспользоваться, должен просто заучить список, например из 20 и более слов, вместе с их порядковыми номерами. Это список ассоциаций. Что такое словесно-числовой список? В известном смысле он представляет собой цепочку ключевых слов, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести любые факты, события и т.д.
Преимущество ассоциативных слов заключается в том, что можно пользоваться одним и тем же списком для запоминания новых сведений. Главное хорошо запомнить список ассоциаций. Важно уметь образно представить слова, входящие в список и эти образы должны ясно и отчетливо укорениться в памяти. Столкнувшись с задачей, например, запомнить список слов, нужно по порядку связать каждое слово предложенного списка с соответствующим ему словом из списка ассоциаций.
Запоминание лиц и имен. Сначала знакомимся с характерными чертами, свойственными всем лицам. Восприняв лицо в целом, в дальнейшем его необходимо выделить из множества других лиц (выпуклый или вогнутый профиль, прямой или курносый нос, большие или маленькие глаза и т.д.). Запоминая человека задайте себе вопрос, требующий целостной оценки личности воспринимаемого и устанавливающей ваше отношение к нему. Например, «Доверил бы я этому человеку воспитание своего ребенка?», «Пошел бы я с ним в поход на одной лодке?» и т.д. При запоминании лиц целесообразно связывать лицо с именем человека. Имена труднее запомнить, они в известном смысле индифферентны и достаточно часто повторяются. Не случайно, что редко встречающиеся имена запоминаются лучше. Разговаривая с человеком мы, как правило, смотрим на него и видим достаточно долгое время, вследствие чего впечатление о нем углубляется. Имя же мы слышим один раз. При запоминании имен есть правила.
- Воспринимайте имя как можно более точно.
- Информация воспринята, необходимо повторять имя примерно 20 секунд после восприятия, иначе оно в памяти не задержится.
- Воспринятое имя необходимо представить образно.
Смотрите также
Из истории косметических средств
Родиной косметики считается Древний
Восток, где искусство украшения лица и тела достигло высокого развития, но само
слово "косметика" происходит от греческого "kosmetike", что
о ...
Формирование изображения на сетчатке
Благодаря одновременному движению обоих
глазных яблок получается четкое изображение на сетчатке. В случае нарушения
содружественных движений глаз возникает косоглазие, и происходит расстройство
би ...
Заключение
Целью данной работы было рассмотреть те ядовитые лекарственные растения, которые,
кроме пользы, могут нести опасность для детей. Эти растения содержат сильнодействующие
ядовитые вещества, алкалоиды, ...