Рекомендации. Как улучшить памятьМатериалы интернам студентам и врачам / Память / Рекомендации. Как улучшить память
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда «в форме». Их нужно постоянно тренировать. Известно, что эффективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинается постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня. [Н. Николов «Загадка тысячелетия. Что мы знаем о памяти» стр.133].
Путем упражнения можно улучшить специальные виды памяти: память на цифры, фамилии, лица. Постоянная тренировка позволяет надолго сохранить память. Чтобы запомнить надолго, нужно отнестись к запоминающему предмету с живым интересом, надо получить о нем отчетливое представление. Второе важное условие, необходимое для прочного запоминания, умение концентрировать внимание на изучаемом материале.
Чтобы запомнить увиденное, необходимо развивать наблюдательность. Необходимо направлять внимание человека на те стороны предметов и явлений окружающей жизни, которые он, может быть, сам не заметил бы. Однако главное значение имеет воспитание произвольного внимания, вызываемого сознательной целью и поддерживаемой волей.
Третий фактор, важный для полноценного запоминания, - сознательная установка на запоминание, поставленная цель – запомнить. Чем серьезнее, сознательнее, мотивированнее эта установка, тем лучше результаты запоминания. Большое значение для запоминания имеет сознание необходимости запомнить. Чем глубже человек осознал необходимость и важность запоминаемых событий и ответственность, связанную с этим, тем лучше запоминание.
Чем более разнообразное впечатление производит предмет, тем лучше он запоминается. Хорошему запоминанию содействует совместное участие в процессе восприятия различных анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, осязательного. Впечатления глубже запоминаются, когда доводятся до нас одновременно с помощью слуха и зрения. Заучиваемое целесообразно записывать и читать вслух, пользоваться как опорой для запоминания образами, схемами, диаграммами, таблицами. В этом случае запоминающий кроме слухового образа видит его изображение и сравнивает с другими образами.
Существует два вида запоминания: механическое и логическое. Основа первого – простое повторение запоминаемого, не сопровождаемое осмысливанием. Основа второго – смысловые связи с группировкой запоминаемых впечатлений по сходству и различию. Оно характеризуется значительно большей быстротой заучивания и большей длительностью сохранения.
Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно использовать свою память. Что такое организация материала? - Это прежде всего логическое сравнение, расчленение, группировка, обобщение, установление связей с накапливаемыми знаниями. Иначе говоря, это активный мыслительный процесс. Запоминать следует осмысленно путем уяснения содержания и смысла материала. Целесообразно схватывать вначале общий смысл, затем главные подразделения, далее мелкие детали. Читая, надо стремиться сопоставить новое уже с хорошо известным старьем. Чем лучше мы свяжем новое с известным, тем скорее и прочнее мы запомним новое. Из приемов запоминания можно выделить третий. В некоторых случаях мы опираемся на различного рода искусственные, придуманные, т.е. мнемонические, связи. Например, чтобы запомнить цвета в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), мы пользуемся фразой «Каждый охотник желает знать где сидят фазаны».
Исключительно важную роль играет повторение в процессе заучивания. Не следует заучивать материал сразу до конца. Целесообразно повторять в течении нескольких дней. Повторения через более или менее значительные промежутки времени значительно продуктивнее. Распределенное, во времени заучивание дает большой эффект, чем концентрированное.
Заучивание зависит от трудности и объема материала. Нужно прочесть весь материал и осмыслить его, если объем большой, то нужно разбить на части. Выделить основные пункты заучивания и сопоставить их, связать друг с другом.
Вывод: Память человека может быть улучшена, для этого нужны рациональные методы ее воспитания и тренировки. Наиболее плодотворна работа по систематическому укреплению памяти, связанная с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Для большей продуктивности запоминания необходимо вырабатывать средства содействующие запоминанию. Таким средством в первую очередь является мыслительная деятельность, осуществляемая при запоминании.
Смотрите также
Зрительная система человека
По данным некоторых ученых 70% всех сведений
человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что
цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, ...
Патогенные кокки
...