ПсихогигиенаМатериалы интернам студентам и врачам / ПсихогигиенаСтраница 4
Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.
Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.
РЕЖИМ ДНЯ. СОН И ЕГО ГИГИЕНА
Режим дня. Слово «режим» французское и в переводе означает «управление». В данном случае речь пойдет о самоуправлении. Если все делать в одно и то же время, то через какое-то число повторений будет образован динамический стереотип, благодаря которому одна деятельность легко сменяет другую. Дело в том, что все процессы в нашем организме происходят циклично. Бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца паузой. Многие из перечисленных процессов не требуют сознательного контроля, они происходят рефлекторно, помимо нашего сознания, другие, наоборот, требуют сознательного управления.
Режимом называют установленный распорядок жизни: работы, питания, отдыха, сна. Он определяется не только нашими желаниями, но и общественными требованиями. В определенные часы начинают и заканчивают работу учреждения, заводы, фабрики, институты, школы, театры, кино, магазины, предприятия общественного питания. И каждый человек, независимо от желания, должен считаться с этими факторами и свой личный распорядок жизни приспосабливать к распорядку общественному. Уже одно это говорит о том, что режим дня не может быть для всех одним и тем же. Даже для одного и того же человека он будет разным во время работы на предприятии и в дни отпуска, в будни и в выходные дни. Но все же в распорядке жизни определенных групп населения, занятых одним и тем же делом и живущих в сходных условиях, много общего. Гигиена изучает каждую из этих групп и рекомендует для них научно обоснованный распорядок дня.
В качестве примера рассмотрим режим дня учащихся, занимающихся в первую смену. Естественно, каждый день у них начинается с подъема, зарядки, туалета, завтрака. Но возникает вопрос: когда надо вставать? Это зависит от того, как быстро и четко человек умеет собираться. Главное, утром надо все делать без спешки, в умеренном темпе. Когда человек спешит, его деятельность хаотична, она переполнена случайными факторами, которые мешают формированию динамического стереотипа. Вчера ученик пытался утром дописать упражнение, сегодня потратил время на то, чтобы собрать портфель, завтра ему, вероятно, придется искать не приготовленную заранее сменную обувь. В результате полезные привычки не вырабатываются.
Поиски необходимых вещей в обстановке недостатка времени ведут к ненужному напряжению нервной системы, отрицательным эмоциям, которые препятствуют качественной настройке на учебную деятельность, снижают ее результаты. Наконец, они могут стать причиной нервно-психического перенапряжения. Для того чтобы сохранить высокую работоспособность, надо все необходимое готовить заранее и одни и те же дела постоянно выполнять в одной и той же последовательности. Это приведет к выработке динамического стереотипа, который позволит сэкономить силы.
Работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наибольшей интенсивности в периоды от 10 до 13 и от 16 до 20 ч. Поэтому умственную работу надо выполнять в период наибольшей работоспособности. О режиме физической нагрузки и питания мы подробно говорили раньше (с. 37 и 117), поэтому здесь рассмотрим некоторые гигиенические рекомендации, связанные с работой за столом. Прежде всего надо не забывать о гигиене зрения, следить, чтобы от карандаша, руки и других предметов не падала тень на текст. Резкая смена освещенности вызывает непрерывную работу мышцы, сужающей и расширяющей зрачок, что вредно отражается на зрении. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк, расположенных на данной странице, было одинаковое расстояние. Абажур должен скрывать, от глаз светящуюся нить накала лампочки. После 20- 30 мин работы следует отрываться от текста и несколько минут смотреть вдаль. Этот простой прием позволяет предотвратить утомление глаз. Полезно выполнить и ряд упражнений, снимающих усталость и восстанавливающих остроту зрения.
Смотрите также
Парадоксы старения
Нет человека, который не задумывался бы о
старости, о смерти. Это вечная тема для размышлений и лучших умов человечества,
и самых обычных людей. Ученые пытаются найти универсальные причины м ...
ВИЧ-инфекция
ВИЧ-инфекция, подобно пожару, охватила
сейчас почти все континенты. За необычайно короткое время она стала проблемой
номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на в ...
Острый панкреатит
Острый
панкреатит
- ферментативное поражение поджелудочной железы. Этот процесс носит
автокаталитический характер и зачастую заканчивается самоперевариванием органа.
Поражение поджелудочно ...